Управленческое решение и его особенности
Управленческое решение – социальный акт с целью разрешения проблемной ситуации. Принятие управленческих решений – ответственный шаг. Он должен быть максимально правильным и своевременным. Такой шаг осуществляется на любом этапе управления. В большинстве случаев он связан с разными моментами управленческого труда. Имеет определенные особенности, чем и отличается от повседневных, бытовых решений.
Как принимается решение?
Этапы:
- Вырабатывается, ставится цель;
- Изучается возникшая проблема;
- Выбираются, обосновываются критерии эффективности;
- Определяются возможные последствия;
- Рассматривается несколько вариантов;
- Выбирается и окончательно формулируется решение;
- Осуществляется непосредственное принятие;
- Решение доводится до сведения исполнителей;
- Контролируется выполнение указаний.
Классификация управленческих решений
Решения, которые называют управленческими, классифицируются по нескольким факторам. К последним относится:
- Срок действия;
- Частота принятия;
- Широта охвата;
- Форма подготовки;
- Степень сложности;
- Жесткость регламентации.
По сроку действия решения могут быть как продолжительные, так и средне-, краткосрочные. Если говорить о частоте принятия, то речь идет об одноразовых или же повторяющихся актах. Решения могут охватывать весь коллектив или некоторых сотрудников. В свою очередь, по жесткости регламентации принято различать решения:
- Контурные – предполагающие примерный план действий подчиненных, такие, которые позволяют сотрудникам самостоятельно выбирать методы выполнения указаний;
- Структурированные – с регламентацией дальнейших действий. Все моменты в данном случае четко прописываются руководством, но допускается инициатива со стороны сотрудников;
- Алгоритмические – жестко регламентированные, не допускающие никакой инициативы подчиненных.
Принятие решений по вопросам управления – такой же непростой процесс, как, к примеру, управление организационными изменениями. Их содержание напрямую зависит от степени сложности возникшей ситуации. Одно дело, если заболел сотрудник и необходимо решить, кем его заменить. Другое дело, когда условия для бизнеса меняются, и тут следует принимать особо важные и непростые решения. Однако при желании всему можно научиться. При наличии знаний, как действовать в определенных ситуациях, можно быть уверенным, что принятые решения будут максимально правильными и эффективными.